«Если ребенок кусается»

Если ребёнок что-то ломает, швыряет, бьет и т. п., у него всегда есть причина так поступить. И от реакции родителей зависит, будет ли ребенок продолжать вести себя агрессивно или нет. Но если малыш начал кусаться или драться – это не повод для родителей  впадать  в  панику.  Это  значит,  что  сложившуюся  ситуацию  надо проанализировать и исправить. А для этого хорошо бы знать, почему дети бывают,  агрессивны и что же делать родителям.

Агрессия — как способ познания мира.

Ситуация 1

Малыш в игре тягает детей за волосы.

А начиналось все с банального хватательного рефлекса. В 7 месяцев ребенок случайно схватил бабушку за волосы. « Ой, какой негодник»,- воскликнула бабушка, при этом умиляясь детской шалостью. Некоторое время внучек, таким образом, играл с бабулей (которой скоро и самой эти игры стали не в радость), а позже перенес этот способ поведения на детей. Шансы, что случайное кусание, тягание за волосы, хлопанье ладошкой по лицу и т. п. закрепится, возрастают в том случае, если реакция взрослых будет бурной – неважно положительной (как в случае с бабушкой) или отрицательной. 

Что делать родителям?

Сразу дать понять, какое поведение они считают приемлемым, а какое нет. Не включаться в игру «хватание за волосы», а как можно спокойно объяснить шалунишке, что так нельзя, и быстро переключить ребенка  на  другую  игру. Предоставьте крохе другой « объект» для кусания. Например: «Маму (и людей) кусать нельзя, маме больно, а прорезыватель или яблоко – можно». Важно, чтобы взрослые, воспитывающие ребенка, были единодушны в подходах к этому вопросу. И это даст свои  результаты  достаточно  быстро.  Хватит  2  -3  дней,  чтобы  такое  поведение прекратилось.

Ситуация 2

Малыш с мамой играли с машинками. Зазвонил телефон. Маме позвонила подруга. Через 5 минут после начала разговора в маму полетели игрушки. Таким варварским методом малыш требует: «Мамочка, удели мне внимание!» До 3 лет деткам не хватает словарного  запаса,  чтобы  объяснить,  что они хотят, поэтому швыряние и т. п. – это один из способов общения. И здесь очень важно, как поступят родители. Если мама после того, как ребенок начинает бросать в неё вещи, будет очень эмоционально его ругать и ждать, что после этого ребенок никогда уже не будет так делать, она глубоко заблуждается. Ведь ребенок получил то, что хотел, — мамино внимание.

Что делать родителям?

Не дать возможность получить внимание таким способом, т. е после такого поступка уделить минимум внимания, можно даже выйти из комнаты. А потом, когда все успокоится, объяснить ребенку, что есть другие способы чтобы привлечь  ваше внимание (например, попросить), но когда он будет просить, постарайтесь не забыть, для чего он это делает. Если мама в течение дня уделяет достаточно внимания малышу (не только кормит и одевает, но и играет весело, эмоционально), постепенно она сможет научить его ждать, играть самому, пока она поговорит по телефону. Но не надо забывать, что чем меньше малыш, тем больше маминого внимания ему необходимо. И, например, для   – летнего малыша 5 минут могут показаться вечностью, тем более что игра была прервана.

Ситуация 3

Ситуация в песочнице: один ребенок ударил другого, тут же подлетает мама, шлепает своего малыша по попе со словами: « Как ты смеешь драться!» Хотя, по сути, мама и малыш делают одно и то же – пытаются решить возникшую проблему путем физического насилия. Главный образец для подражания – мама и папа. Конечно, редко кто учит кусаться или драться. Как известно, самый действенный способ воспитания – это личный пример. Наши ненаглядные малыши хотят вести себя, как взрослые, соседские дети или быть, как Барби или человек – паук.

Что делать родителям?

Подавать детям положительный пример  того, как вести себя с ребенком, решать конфликты или выплескивать негативную энергию. Если малыш привык видеть, что в спорной ситуации можно договориться, что можно объяснить, почему нельзя (а не кричать и давать подзатыльники),  то велика вероятность, что он и сам будет поступать так же. Иногда мамы и папы берут пример с детей: «Когда мой ребенок меня кусает, я кусаю его в ответ, чтобы он понял, как мне больно». Такими действиями  взрослый показывает, что кусаться можно, а если тебе сделали больно и укусили, делай, как я, — укуси в ответ. Некоторые взрослые могут покусывать малыша от избытка нежности, т.е. выражая свои положительные эмоции. Поэтому формы выражения радости – это обнимание, поглаживание и т. д., но не кусание. Один малыш говорит другому: «Давай поиграем в Тома и Джерри – я  буду мышонком, а ты котом – и я буду бить тебя сковородкой по голове, а ты будешь кричать, ладно?» Очень часто так решают проблемы герои любимых детских мультиков, с которых дети берут пример.

Ситуация 4

Внук пошёл в детский сад и стал кусаться, драться, обижать других детей. В  стрессовой  ситуации, которой является адаптация к детскому саду, малышу приходится нелегко (вспомните, как вы неуютно чувствуете себя, когда первые дни ходите на новую работу). А значит, может возникнуть и агрессия, как способ снять напряжение. Будьте спокойны, терпеливы и внимательны к малышу и скоро все наладится. Иногда агрессивным поведением малыш реагирует на конфликтные взаимоотношения взрослых. Малыш с бабушкой на прогулке: «Песочек в руки не бери – он грязный, камушки не бери. Палочку не трогай – глазки кому-нибудь можешь выколоть. На горку не лезь – упадешь…» Совсем  неудивительно, если ребенок возьмет палочку и попробует  кому-нибудь «выколоть  глазки»: бабушкины слова – это инструкция к действию. Неразумные запреты и ограничение  физической  активности – очень быстрый способ сделать малыша несчастным – агрессивным или, наоборот, безучастным.

Что делать родителям?

Во-первых, понять, что ребенку первое время действительно очень трудно в детском саду или ему не только хочется повозиться с песком и камушками, но это и очень полезно для его развития.

Во-вторых, уважать право детей испытывать отрицательные эмоции и их выражать, но учите делать это цивилизованно: «Кирюша рассердился и стал стучать игрушкой по полу (все было достаточно безопасно). А я смотрю на него и думаю: «Ну, стучи, стучи, тебе же после этого полегчает». Если есть напряжение, должна быть и разрядка. Истерик и капризов будет меньше, если у малыша будет возможность много двигаться и в то же время что – то бросать (мячик, мягкие игрушки).

Ситуация 5

«…Мой сын постоянно топчет насекомых, муравьев… И делает это с такой яростью…» — сокрушается мама. Нападение, как известно, лучший способ защиты. Годовалый малыш пытался исследовать мир, потрогать жучка, а ему сказали: « Не трогай, а то укусит». Если кусается, значит – враг, от которого надо защищаться. Враждебными могут казаться не только насекомые, но и весь мир. Такое чувство может возникнуть у не желанных или непринятых детей (очень сильно хотели мальчика, а родилась девочка и т. п.).

Что делать родителям?

В  психологии есть термин «базовое доверие» — когда человек принимает мир безопасным и предсказуемым. Оно формируется примерно до 3 лет. Любящие родители формируют базовое доверие к миру у своего малыша сами собой, показывая, как они его любят, радуясь тому, что он существует, одобряя его поступки. Если базовое доверие к миру уже подорвано, нужна очень долгая и кропотливая работа по его восстановлению. Возможно, понадобится помощь психолога.

Если Вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом.

1.Твёрдо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ребёнку очень больно, и, если возможно привлеките укусившего его к помощи пострадавшему, вместе погладить по руке.

2.Проговорите с ребенком несколько простых фраз, выражающих его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.

3. Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, т. к. эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.

4.Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше  рисовать карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.

5. В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных материалов – кубиков или крупного конструктора.

6.Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу: морковку, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т. п.

7.У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.

8.Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков!

9. Если ребенок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время примерно недели три), чтобы освоиться в группе.

10. Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.

11.Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную деятельность с отдыхом и приёмами пищи в определённое время.

12.Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь!

Знайте, ребёнок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему.

Любите малыша, радуйтесь ему. Ваша родительская любовь поможет вам и вашему ребёнку справиться с самой и запутанной ситуацией