Страничка инструктора физкультуры

Спортивная форма для занятий физкультурой

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким. Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Очень важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой.

В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. Одежда для занятий физкультурой должна быть такой, чтобы не затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела. На ноги можно надеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой.

Физкультурная форма вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе.

Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу вашему ребенку

Играйте дома с ребенком в подвижные игры

Подвижные игры в большей степени, чем другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма дошкольника, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится. Поэтому очень важно, чтобы ребенок имел достаточно времени и возможностей для игры, необходимым материалом и опорой которой являются игрушки. Покупая игрушку, не забудьте научить ребёнка играть в неё.

Играть или не играть

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Играя, ребёнок начинает воображать, представлять, стремиться стать другим – умнее, сильнее, взрослее. В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом, ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами, и добровольно (даже с удовольствием) подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе. В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.

«Самолеты» 2-4 года

Инвентарь:цветной шнур или веревка 2-3 метра.

На полу комнаты шнуром или веревкой выкладывают круг – это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Затем она произносит:

Самолетики летят

И на землю не хотят.

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся

Самолетики, которых изображают ребенок и мама, расставив руки в стороны, начинают «летать» за пределами круга. Через 20-30 секунд мама говорит:

Вдруг летит большая туча,

Стало все темно вокруг.

Самолетики – свой круг!

После этих слов мама и малыш бегут по кругу – «самолетики садятся на аэродром»

«Кто самый ловкий» 5 – 7 лет

Инвентарь: 4 детских стульчика , 20 пластмассовых кубика.

На одной стороне комнаты ставят­ся 2 стульчика на расстоянии друг от друга 1—1,5 м, мама и ребенок встают около каждого из них. На другой сто­роне комнаты, напротив первой пары стульев, на расстоянии 3—5 м ставятся другие 2 стульчика. На каждый стуль­чик кладется по 5—6 кубиков. По ко­манде мамы: «Раз, два, не зевай, ку­бик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу. Здесь они заби­рают второй кубик, ставят его на пер­вый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пи­рамидкой (башенкой) из трех, а затем из четырех кубиков и т. д.

Игру можно повторить 2—3 раза.

«Завернись в ленту»

Инвентарь: лента длиной 4—6 м.

Мама и ребенок прикрепляют кон­цы ленты к своему поясу и расходят­ся на всю ее длину к краям комнаты. Мама командует: Будем мы с тобой кружиться, Будем вместе веселиться!Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть! Игроки начинают кружиться, ста­раясь как можно быстрее обвить лен­ту вокруг себя. Побеждает игрок, на­мотавший на себя больше ленты, чем соперник.

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях

Нашим детям для правильного физического и эмоционального развития необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту. Если родители вместе с детьми будут заниматься физкультурой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.

Для организации физкультурных занятий с детьми необходимо помнить следующее:

  • Физкультурные занятия желательно проводить в одно и то же время. Единственное исключение из правила — это болезнь ребенка.
  • Физкультурные занятия необходимо проводить до еды, натощак.
  • Лучше всего проводить физкультурные занятия на улице (особенно если вы находитесь на даче).
  • Перед физкультурными занятиями дома желательно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить физические упражнения с закаливанием.
  • Во время физкультурных занятий очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.
  • Следите за тем, как ваш ребенок дышит во время выполнения физических упражнений — нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соизмеряя ритм дыхания с движениями.
  • Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.
  • Для того чтобы выполнять упражнения было интереснее, лучше заниматься физкультурой под музыку.

Дети к 4-м годам уже свободно выполняют простейшие движения, уверенно ходят, бегают, говорят, мыслят, ориентируются в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем.

Важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность. Начинать необходимо с малого количества упражнений и повторений, а от занятия к занятию прибавлять 1-2 упражнения или повторения движений. Необходима и последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным. Для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует физическому развитию.
Перед тем как начать выполнять новое незнакомое упражнение с ребенком, желательно объяснить ему его содержание, затем показать и только потом дать попробовать сделать.

Примерный комплекс упражнений на развитие силы для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста дома

1. «Маятник» И.П.: стойка — ноги врозь, руки за голову. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 — вправо, 2 — влево.

2. «Волна» И.П.: стойка — ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками,

3. «Мельница» И.П.: стойка — ноги врозь наклон туловища вперед, держим руки — в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

4. Крокодильчик» И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

5. «Ножницы» И.П.: лежа на спине, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.

6. «Лягушка» И.П.: упор присев, ноги врозь. Руки поставить вперед. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках, попрыгать.

7. «Зайчик» И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев. Спину держать ровно.

8. «Кенгуру» И.П.: стойка — ноги вместе, с руками внизу. Оттолкнуться, пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

03.02.2017 На базе детского сада №105 прошло городское методическое объединение для инструкторов по физической культуре «Современные подходы к организации работы по дополнительным общеразвивающим программам с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».  Инструктора показали комплексное занятие по ритмической гимнастике и синхронному плаванию.

Для решения проблем по оздоровлению детей и развитию их творческих, и физических качеств, в работе используются сочетание ритмической гимнастики, и элементы синхронного плавания.

Как укрепить здоровье дошкольника?

   Обучение в школе требует от ребенка большой физической выносливости, способности управлять своим телом и своими движениями. Если ребенок слаб, то ему просто тяжело долго сидеть за партой. Чтобы снять напряжение, накопившееся в мышцах, ему приходится двигаться, он начинает залезать под парту, поворачиваться к соседям. У таких детей очень низкая работоспособность. Нередко они отстают в учебе именно из-за слабого физического развития.

   Если вы желаете укрепить здоровье своего ребенка – дошкольника, то вам пригодятся следующие советы:

  1. Как бы это ни было трудно, делайте с ребенком зарядку. Чтобы вам и ребенку не было скучно, превратите ее в игру, например в поход в лес или в полет на луну.
  2. Ежедневно гуляйте на свежем воздухе, причем в любую погоду. Во время прогулки ребенок должен иметь возможность побегать, полазать. Попрыгать, поиграть с другими детьми в подвижные игры.
  3. Не перегружайте своего малыша. Участие в длительных спортивных походах, занятия в серьезных спортивных секциях не принесут ему пользы.
  4. 4.      Обратите внимание на зрение ребенка. Если врач обнаружит какие-то отклонения, постарайтесь провести необходимое лечение еще до школы. В школе нагрузка на глаза увеличится в несколько раз.
  5. Следите за осанкой ребенка. При нарушениях осанки дети быстро утомляются, у них может повышаться или понижаться давление, часто ухудшается зрение. Имейте в виду: в дошкольном возрасте сформировать правильную осанку будет намного легче, чем в школьном.
  6. С целью профилактики простудных заболеваний закаливайте ребенка. Но не переусердствуйте в этом! Обязательно посоветуйтесь с врачом!
  7. Большое значение имеет сон. Шестилетним детям необходимо спать ночью 11-12 часов. Многим требуется и дневной сон в течение 1-2 часов. К семи годам ночной сон может длиться 10-11 часов. Старайтесь укладывать ребенка в одно и то же время вечером не позже 21 часа 30 минут.

Чем занять ребенка на прогулке?

 Все родители гуляют со своими детьми. Малышам нужен свежий воздух и усидеть на одном месте ребенку в 2 года очень сложно. Чередуйте «сидячие» игры с подвижными.  Кидайте ребенку мяч, это развивает координацию. Поиграйте в «зеркало»: пусть ребенок повторяет за вами все движения, потом поменяйтесь ролями. На прогулке играйте в «догоняшки», дома в прятки. Если есть возможность, оборудуйте дома физкультурный уголок. 

Игра – Основное занятие в этом возрасте.  Предлагаю игры, в которые можно поиграть с ребенком на прогулке, наверняка у вас не один ребенок, почему бы не вовлечь в игру и старших.

Мышки-трусишки.

«Кот» (назначенный взрослый) спит на лавочке. Дети – «мышки» с другим взрослым медленно идут к нему, приговаривая слова потешки:

Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час. 
Раз- два — три- четыре, мыши дёрнули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон:  «Бом- бом- бом- бом!» Убежали мышки вон!

«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики. 

Птички в гнездышках.

Дети – «птички» — встают на небольшие возвышения (бруски, бордюры, высотой 5—10 см), либо на любое не высокое возвышение. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». «Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают» — размахивают «крылышками», приседают —  «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!»- птички улетают в свои гнездышки.

Блин и оладушки

В центре комнаты или площадки кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.

Стоп.

Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» — всякие действия прекращаются.   

Перебрось игрушки.

Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку). Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои мягкие игрушки на территорию ребенка, а он — на вашу. Задача: перебросить все мягкие игрушки на площадь другого игрока. 

Мишка – зайка.

Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке». Когда малыш дотронется до мишки, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке;

Делай, как я.

Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д.

Комплекс упражнений с мячом-фитболлом на формирование осанки и профилактики плоскостопия

  1. И.П. мяч перед собой; Поднять мяч вверх, отвести правую ногу назад, И.П. то же другой ногой. 4 раза
  2. И.П. мяч перед собой; поднять мяч вверх, правая нога в сторону, И.П то же в другую сторону. 4 раза
  3. И.П. стойка на полу на коленях мяч спереди, прокатиться на мяче вперед лечь на живот поболтать ногами, вернуться в И.П. 4 раза
  4. И.П. стойка на коленях мяч с боку, одна рука на поясе другая на мяче наклон вправо рука вверх, И.П. 4 раза. Перекатить мяч на другую сторону выполнить в другую строну.
  5. И.П. Сидя на полу мяч перед собой, прокатить мяч вперед, И.П. Сидя на полу положить правую ногу на мяч, левая согнута в колене, руки сзади. Раскачиваем мяч вправо влево 8раз. Поменять ногу тоже 8 раз.
  6. И.П. Лежа на спине мяч за головой, ноги прямые, поднять ноги вверх коснуться мяча ногами ноги не сгибать. 4 раза
  7. И.П. то же мяч у груди, ноги врозь. Поднять прямые ноги вверх, захватить мяч ногами, опустить ноги. Поднять ноги вверх, вернуться в И.П. 4 раза
  8. Сидя на мяче покачиваться на мяче влево, вправо 4 раза, вперед, назад 4 раза
  9. Сидя на мяче попрыгать на нем в круг.

Вот такой комплекс упражнений мы предлагаем вам для формирования осанки  и профилактики плоскостопия. 

Физкультура для детей дошкольного возраста

     Дети — такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте – это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики «не бегай», «не прыгай», «не крутись» и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений. 
     Благодаря таким детским тренировкам есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и так далее.    Ведь большинство взрослых болячек родом из детства. 

Упражнения для детей 2–3 лет

Идеальный вариант — именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2–3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3–5 минут, включая 4–5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4–6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения должны показывать родители и делать вместе с детьми.

«Птички». Ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.
«Птички пьют». Ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.
«Прыг – скок». Ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой. 
«Хлопки». Ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.
«Пружинки». Ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.

 Упражнения для детей 3–4 лет

В этом возрасте во время выполнения упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника). Правильное положение стоп – носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не отдаёт предпочтение внешнему или внутреннему краю. Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, и туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости. Голову ребёнок не должен сильно наклонять вперёд или запрокидывать назад — взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 3–4 упражнений по 4–6 повторений.

«Ветер качает деревья». Ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.
«Собираем грибы». Ноги слегка расставлены руки внизу. Присесть изобразить собирание грибов, выпрямится.
«Листочки». Лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.
«Зайчики». Ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой. 
«Велосипед». Лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях – поехали на велосипеде. Опустили ноги.
«Птички». Ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки «как птичка клюёт».

Упражнения для детей 4–5 лет

В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4–5 упражнений с 5–6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки – ходьба на носках, а затем пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия), а уже затем переходить к основной части занятий.

«Повороты». Стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону. 
«Наклоны». Сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперёд, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.
«Неваляшка». Лёжа на спине, руки, на затылке, локти выставлены вперёд. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.
«Подпрыгивание с поворотом». Ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6 – 8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.